В последние годы в индустрии антикоррозионной защиты наблюдается
некоторая смена приоритетов, которая происходит под влиянием
новых разработок и исследований, проводимых производителями
лакокрасочных материалов.
Двухкомпонентные системы антикоррозионной защиты на базе
эпоксидных, полиуретановых и других смол гарантируют надежную
долгосрочную защиту окрашенных конструкций и объектов. Можно
говорить об успешной, надежной антикоррозионной защите на срок
более чем 15 лет. Однако такие системы требуют тщательной
дорогостоящей подготовки поверхности, высококвалифицированного
малярного персонала и дорогого оборудования.
Потребители и заказчики требуют сейчас отнюдь не просто некоего
общего улучшения антикоррозионных свойств предлагаемых
материалов. Сегодня требуются системы антикоррозионной защиты,
которые, по-прежнему гарантируя надежную долгосрочную защиту и
высокие декоративные свойства на протяжении всего срока службы,
соответствуют следующим условиям:
1. Уменьшение стоимости окраски в ходе нового строительства:
- за счет уменьшения количества слоев краски;
- за счет упрощения применяемых лакокрасочных систем, например
замены многослойных двухкомпонентных систем однослойными
двухкомпонентными или специально доработанными однокомпонентными
системами;
- уменьшение расхода краски за счет повышения укрывистости;
- уменьшение стоимости работ на строительной площадке за счет
максимально возможного окрашивания металлоконструкций во время
производства;
- усиление антикоррозионной защиты за счет применения
цинконаполненных грунтовых покрытий;
- повышение производительности малярных работ за счет применения
быстросохнущих, легких в нанесении материалов.
2.Уменьшение стоимости и трудоемкости при проведении ремонтных
окрасочных работ.
- за счет ослабления требований к подготовке поверхности: ремонт
состоит только из удаления ржавчины и слабодержащихся участков
старой окраски и нанесения нового покрытия.
3. Сокращение и уменьшение стоимости мероприятий по охране труда
и окружающей среды в ходе окраски.
- применение лакокрасочных материалов с уменьшенным содержанием
растворителя или на водной основе;
- применение лакокрасочных материалов с уменьшенным содержанием
прочих вредных веществ, таких как хлор и свинец.
Таким образом, развитие современных систем защиты от коррозии
включает в себя сохранение существующих антикоррозионных свойств
с одной стороны и оптимизацию, направленную на уменьшение
стоимости и рост производительности окраски и обслуживания с
другой стороны. Эти цели могут быть достигнуты как за счет
создания новых материалов, так и за счет оптимального
комбинирования и применения уже имеющихся.
К основным направлениям в современной антикоррозионной защите
можно отнести:
- Высоконаполненные двухкомпонентные системы с уменьшенным
содержанием растворителя;
- Однослойные системы, в том числе для окраски горячеоцинкованных
металлоконструкций;
- Системы покрытий, не требующие тщательной подготовки
поверхности;
- Однокомпонентные и двухкомпонентные системы покрытий на водной
основе.
В настоящий момент в Германии рынок антикоррозионных покрытий
растет только за счет этих четырех разновидностей материалов.
Все остальные сектора рынка стагнируют.
Большое значение имеет также оптимизация антикоррозионных систем
в соответствии с реальными коррозионными нагрузками. Оказание
клиентам услуг по оптимальному подбору системы покрытий, замена
дорогостоящих материалов более дешевыми и простыми в работе
является настолько важным и быстрорастущим сектором рынка, что
может быть выделено как дополнительная точка роста рынка ЛКМ.
Однако следует помнить, что выполнять такую оптимизацию могут
только специалисты с богатейшим опытом применения
антикоррозионных материалов в различных отраслях промышленности
и строительства.
2. Современные системы антикоррозионной защиты
2.1. Высоконаполненные двухкомпонентные системы с уменьшенным
содержанием растворителя
Высоконаполненные системы лакокрасочных материалов считаются
таковыми, если процентное содержание растворителей и прочих
летучих органических веществ в них не превышает 35%. Если на
рынке материалов для домашнего применения в основном
предлагаются однокомпонентные высоконаполненные материалы, то
для промышленного применения они практически не используются.
Наибольшее распространение в промышленности и строительстве
получили двухкомпонентные системы. Причина в том, что
высоконаполненные материалы сохнут дольше обычных, а при
применении двухкомпонентных материалов этим параметром можно
управлять за счет подбора отверждающего компонента или
температуры, при которой происходит высыхание. Основные
преимущества высоконаполненных систем по сравнению с обычными
-значительно лучшая коррозионная стойкость при сопоставимой
толщине слоя, меньший расход материала и возможность нанесения
более толстым слоем, что обеспечивает получение необходимой
антикоррозионной защиты всего за 1-2 прохода.
Пример 2.1
Ремонтная окраска карьерного оборудования
Компания Лаубаг, крупнейшая угледобывающая компания Восточной
Германии, планировала применить трехслойную двухкомпонентную
систему:
- эпоксидный грунт с цинкофосфатом - 80 микрон;
- эпоксидное промежуточное покрытие, содержащее железистую слюдку
- 80 микрон;
- полиуретановое поверхностное покрытие, содержащее железистую
слюдку - 80 микрон.
После проведения дополнительных испытаний в Институте
Антикоррозионной Защиты в городе Дрезден мы рекомендовали
следующую систему:
- высоконаполненный эпоксидный грунт с цинкофосфатом - 80 микрон;
- полиуретановое поверхностное покрытие, содержащее железистую
слюдку - 80 микрон.
Эта двухслойная система с успехом прошла испытания на
коррозионную стойкость. К примеру, окрашенный образец выдержа
часов в камере с солевым туманом, что составляет 80% от
нормативного показателя для трехслойных систем.
Учитывая тот факт, что стоимость работ по промышленной окраске в
Германии составляет порядка 3 Евро за квадратный метр, экономия
заказчика, окрашивавшего 200 000 квадратных метров, составила
около 600 000 Евро.
В дальнейшем, нам удалось довести показатели коррозионной
стойкости такой высоконаполненной двухслойной системы до 90% от
трехслойной. Таким образом, применение высоконаполненных систем
позволяет экономить время и деньги заказчика, особенно при
окраске больших объектов.
2.2. Однослойные системы антикоррозионной защиты
Применение однослойных систем возможно в строго определенных
условиях:
- рекомендуется для новой окраски;
- для внутреннего применения или в условиях небольших
климатических нагрузок;
- необходимо точное знание нагрузок, которые будут испытывать
окрашенные конструкции;
- применение однослойных покрытий возможно при наличии
положительного опыта окраски аналогичных конструкций или после
проведения лабораторных испытаний;
- поверхность должна быть хорошо подготовлена;
- окраска должна проводиться квалифицированным персоналом в полном
соответствии с техническими условиями поставщика материала;
- должна строго обеспечиваться рекомендованная толщина слоя.
При работе с однослойными покрытиями необходимо тесное
взаимодействие поставщика материала и производителя окрасочных
работ. Поставщик должен оказать всю возможную помощь - провести
обучение, подобрать подходящие материалы и способы нанесения,
обеспечить контроль качества в процессе окраски.
Пример 2.2.1
Объекты, окрашенные с применением однослойных систем
Электростанция Шкопау - 150 000 м.кв.
Покрытие для водопроводных труб - 100 000 м.кв. в год
Металлургический завод Тиссен - вальцовочные машины
Технологический Центр, город Штутгарт
Здание Мерседес-Бенц, город Синдельфинген
Завод Еврогласс, город Хальденслебен
Однослойные покрытия, применяемые для окраски горячеоцинкованных
поверхностей, называются дуплекс-системами.
Пример 2.2.2
Применение дуплекс-системы для окраски оцинкованных опор ЛЭП
Компания VEAG, являющаяся наравне с RWE и Siemens крупнейшим
игроком на энергетическом рынке Германии, применяет
дуплекс-систему на водной основе для промышленной окраски
оцинкованных сегментов опор ЛЭП. Затем эти сегменты доставляются
на предназначенные им места и там монтируются. Транспортные и
монтажные повреждения ремонтируются на месте с применением того
же материала. Применение такого способа окраски позволяет
многократно увеличить производительность по сравнению с окраской
опор на месте монтажа в собранном виде.
2.3. Системы покрытий, не требующие тщательной подготовки
поверхности
В ряде случаев затруднительно, слишком дорого или слишком долго
готовить поверхность под окраску в полном соответствии с
требованиями Sa 2,5. В таких случаях необходимо использовать
системы покрытий, не требующих тщательной подготовки
поверхности.
Пример 2.3
Ремонтная окраска мостов
В Германии имеется большое количество мостов, которые последний
раз окрашивались более 25 лет назад. В то время для окраски
мостов применялись краски, содержащие свинец. К настоящему
времени такие покрытия практически разрушились и мостовые
конструкции сильно корродировали. Наилучшим решением была бы
пескоструйная очистка всех мостовых конструкций до чистого
металла и, затем, новая окраска. Однако в Германии действует
очень строгое экологическое законодательство. Стоимость
утилизации снятой свинцовосодержащей краски оказалась для
заказчика непомерно высокой.
Было принято решение о применении ремонтной системы прямо поверх
старой краски. Проржавевшие участки были очищены вручную с
помощью металлических щеток и покрыты двухкомпонентным
высоконаполненным эпоксидным грунтом. Затем все мостовые
конструкции были загрунтованы тем же материалом, обработаны
двухкомпонентным высоконаполненным эпоксидным покрытием с
содержанием железистой слюдки и, наконец, окрашены поверхностным
полиуретановым покрытием, также содержащим железистую слюдку.
2.4. Системы покрытий на водной основе
В настоящее время системы антикоррозионной защиты на водной
основе применяются нечасто. Две основные причины для этого -
повышенная по сравнению с обычными материалами цена и бытующее в
профессиональных кругах мнение, что водные системы обладают
худшими защитными свойствами.
Однако по мере ужесточения экологического законодательства, как
в Европе, так и во всем мире, популярность водных систем растет.
Специалисты же, испытавшие качественные материалы на водной
основе, смогли убедиться, что их защитные свойства не хуже чем у
традиционных материалов, содержащих растворители.
Пример 2.4
Окраска подвижного состава немецких железных дорог
Основным потребителем антикоррозионных материалов на водной
основе в Германии являются Немецкие Железные Дороги, что связано
с их жесткой экологической политикой. Далее Вы можете видеть
несколько примеров применения водных антикоррозионных
материалов:
Вагон - 2 слоя эпоксидного грунта на водной основе, 1 слой
полиуретанового покрытия на водной основе.
Товарный вагон - 1 слой эпоксидного грунта на водной основе, 1
слой эпоксидного покрытия на водной основе.
Вагон - акриловое однослойное покрытие на водной основе.
|